Первым в списке лучших журналистских произведений 2018 года по версии Союза журналистов РФ стал документальный подкаст-сериал «Бездомные. Выход», сделанный редакцией «РИА Новости» и социальным центром помощи бездомным «Ангар спасения». Социальная журналистика многое выигрывает от коллабораций с НКО: сближение с героями, качественную информацию без фактологических ошибок, понимание культурного контекста, жизненной и социальной обстановки вокруг персонажей.
Вот еще семь удачных, на наш взгляд, примеров совместных спецпроектов СМИ и некоммерческих организаций.
«Жили-были» («Такие Дела»). Анимационный веб-проект из пяти реальных историй бездомных людей, как заявлено, возвращает им имена. Авторы восстанавливают прошлую жизнь героев, показывают, как и почему каждый из них оказался без крова и как они погибли. Жизнь всех пятерых закончилась на улице в забвении, похоронили их волонтеры, у некоторых только после смерти активизировались родные.
Проект вышел 27 марта 2017 года, этот день и ежегодно последний понедельник марта «Такие дела», фонд «Нужна помощь» и благотворительная организация «Ночлежка» объявили Днём бездомного человека.
«Жили-были» получил такую отдачу, что вскоре появилась вторая серия — «Карта памяти»: волонтеры благотворительных организаций и другие читатели, впечатленные «Жили-были», рассказывают свои истории знакомства с бездомными людьми.
«Такие Дела» — медиапроект фандрайзинговый, то есть работающий для сбора денег на благотворительную помощь. Все их материалы, в том числе спецпроекты, помимо создания глубоких журналистских историй имеют и другой, материальный результат.
Роли в фильме исполнили Ирина Старшенбаум, Риналь Мухаметов, Алена Бабенко, Чулпан Хаматова. Все они снимались бесплатно. Образ Кати — собирательный, созданный на основе более чем 30 интервью и реальных историй, записанных фондом Светланы Изамбаевой.
Документальный сериал «Адаптация» («Тайм код продакшн», ОТР). Пять серий, каждая посвящена одному персонажу или семье — подопечным Центра комплексной поддержки семьи, социальной службы, работающей на месте бывшего детского дома. Это первый российский телесериал о соцработниках и семейных психологах.
Всех персонажей снимали в течение нескольких месяцев. Зрители увидели, как подбирают семью для ребенка (а не наоборот), как помогают приемным родителям преодолевать кризисы, восстанавливают кровные семьи и поддерживают выпускников во взрослой жизни.
Создатели получили финансирование на производство фильма, выиграв Всероссийский конкурс медиапроектов по теме профилактики социального сиротства «Конёк» в номинации «Лучший проект в телеэфире». Его проводили совместно Фонд Тимченко и Агентство социальной информации. Также проект поддержал фонд «В ответе за будущее».
Это пример традиционной журналистской работы с привычной подачей и без интерактивного участия читателя. На него можно ориентироваться, если не хочется или нет ресурсов на мультимедийный сторителлинг.
Проекты «РИА LAB» посвящены не только социальным темам, но именно для того, чтобы поставить себя на место человека с особенностями и максимально доступно донести его историю, создатели выбрали очень впечатляющий способ.
«#ГлавноеМечтать» («Карусель»). Еженедельная пятничная рубрика на детском телеканале исполняет желания детей с особенностями развития. Кто-то хочет встретиться с любимым телеведущим или спортсменом, кто-то — побывать в студии «Спокойной ночи, малыши», съездить в загаданное место мечты, почувствовать себя в какой-то профессии.
Спецпроект интересен тем, что его практически полностью снимает, продюсирует, находит рекламодателей Благотворительный фонд помощи детям «Подарок Ангелу» через собственный продакшн. Герои — подопечные, с которыми фонд работает годами. От канала в проекте — ведущие, оформление, приемка перед эфиром, собственно эфирное время. О выходе рубрики фонд договорился с каналом как минимум на год и планирует увеличить хронометраж, если сможет привлечь новых спонсоров.
Текст: Алена Быкова, главный редактор Агентства социальной информации (АСИ), кандидат филологических наук